Реклама в законе: «Осторожно, вас окружает закон»

Дата:

За что можно получить штраф

I. Недостоверная реклама запрещена законом

Буква закона

Недостоверной считается та реклама, в которой присутствуют несоответствующие действительности сведения:

  • о преимуществах товара перед другими;
  • о свойствах товара;
  • о стоимости товара, порядке его оплаты, размере
    скидок и т.д.;
  • об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Если в рекламе вы делаете заявление, которое не соответствует действительности, вас могут оштрафовать. Ещё один негативный фактор такой нечестной игры: если покупатели узнают об этом, вы потеряете их доверие, возможно, навсегда.
Например, если в рекламе говорится о продаже туров в Египет стоимостью 15 500 рублей,
то при оформлении тура покупатель должен заплатить именно 15 500 рублей.

Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу, что в рекламе указана недостоверная информация.
В итоге лоукостер должен заплатить штраф — до 500 000 рублей.

Комментарий Людмилы Галичиной
(заместителя руководителя начальника отдела Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области):

«На рекламных баннерах лоукостера «Аэрофлота» крупным шрифтом указана стоимость —   рублей. Очень мелким шрифтом на наружных рекламных носителях — почти не видно, сбоку, на неконтрастном фоне — указано, что данный тариф приведён без стоимости сбора. При покупке билета выяснилось, что его стоимость составляет  1 999  рублей, не считая сбора в размере, превышающем   рублей. Таким образом, цена перелета составила бы более  2 500  рублей. Было признано, что в рекламе присутствуют несоответствующие действительности сведения о стоимости билетов. Даже если бы реклама была достоверной, тем не менее информация о дополнительных сборах указана очень мелким шрифтом, что искажает впечатление потребителей».


Заметки на полях: не вводите никого в заблуждение. Избегайте пресловутых «звёздочек», а если уж используете их, пусть эта информация будет заметной.

Компания L’Oreal нарушила закон, не сообщив зрителям, что Круз использует накладные ресницы. Такая же судьба постигла рекламу фирмы Rimmel с участием Кейт Мосс. Компания утверждала, что «тушь Magnif eyes сделает ресницы длиннее на 70 % с помощью уникальной вертикальной щеточки». Но несколько зрителей заявили, что длинные ресницы Кейт Мосс, скорее всего, являются накладными. Представители агентства J Walter Thompson (JWT), снявшие рекламу, не смогли предоставить никаких доказательств подлинности ресниц.

 


Торговый дом «ЦУМ» в своей рекламе указал, что проводится распродажа — 30 %, но при этом не уточнил, какой товар подпадает под условия акции. Потребитель может решить, что весь товар в «ЦУМе» продается со скидкой 30 %, однако на самом деле — только часть товара.

Заметки на полях: не пытайтесь заманить клиента с помощью уловок. Любой подвох рано или поздно раскроется. Зайдя в магазин, клиент тут же распознает подвох, разозлится — и будет прав.


II. Недобросовестная реклама запрещена законом

Буква закона

Недобросовестная реклама — это реклама, в которой проявляется недобросовестное отношение к потребителям или конкурентам.

Закон призывает вести дела честно, быть добросовестными в делах и проявлять уважение к конкурентам. Буква закона призвана обеспечить такой порядок вещей.


1. В рекламе не допускается сходство до степени смешения.

Одни компании годами зарабатывают доверие клиентов, другие пытаются откусить кусок от их пирога, оформляя свой продукт буквально под копирку. Закон строго наказывает за такое недобросовестное поведение.

Буква закона

Запрещена реклама товара, если она осуществляется
под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара.

В 2001 году суд постановил взыскать с кондитерской фабрики «Славянка»
300 000 рублей и по 10 000 рублей с двух компаний, продававших этот шоколад.
Также с 17 января 2001 года «Славянка» не имеет права выпускать шоколад
«Алина» с прежним дизайном упаковки.

Заметки на полях: нехорошо подмазываться к известным брендам. Лучше вкладывайте в свой продукт, улучшайте его качество, зарабатывайте доверие своих клиентов.


2. В рекламе недопустимо использовать некорректное сравнение.

Будьте аккуратны, используя в рекламе сравнения. Если сравнение сочтут некорректным, компанию ждёт штраф. Ситуацию усложняет то, что критерии корректности и некорректности сравнений не прописаны в законе и определяются работниками Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Буква закона

Запрещена реклама, которая содержит некорректные сравнения товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Сравнение может быть признано некорректным, если:

  • товар без четких оснований позиционируется «лучше» других;
  • умаляются достоинства или качество других товаров;
  • в рекламе подразумеваются товары конкурентов, пусть и нет прямого упоминания об этом.

Примеры запрещённых формулировок:

  • «только наш товар ..., только мы гарантируем»;
  • «лучший товар, товар № 1»;
  • «лучшие цены».

Если в рекламе вы используете эпитеты в превосходной степени («первый», «лучший», «самый», «превосходный», «номер один» или «главный»), у вас должно быть документальное подтверждение достоверности рекламного заявления.

В рекламных объявлениях Яндекс.Директ для санатория «Солнечный» мы использовали фразу «Крупнейший санаторий Кисловодска», эта же фраза указана на официальном сайте здравницы. В данном случае мы подтвердили достоверность своего утверждения, сославшись на реестр Минэкономразвития Ставропольского края.

Заметки на полях: если заявляете, что ваш товар «лучший», цены «самые низкие», а санаторий «крупнейший», держите документальное подтверждение наготове. Однако есть трюк, к которому прибегают даже крупные компании. К словам и выражениям превосходной степени они добавляют слова «возможно» или «пожалуй», как, например: «Пожалуй, лучшее пиво в мире!» Это легальный способ выделиться среди конкурентов.


3. Закон запрещает рекламу, которая порочит честь, достоинство и деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

Закон призывает уважительно относиться к конкурентам. Конечно, иногда крупные бренды красиво и тонко подкалывают друг друга, оставаясь в рамках закона, но это умение дано лишь единицам. В большинстве случаев «уколы» в сторону конкурентов выглядят недостойно и могут стать причиной для судебного иска.

Автогигант «мило» поздравил Audi с победой в конкурсе «Автомобиль года 2006» в Южной Африке,
подписавшись «Победитель конкурса «Автомобиль года 2006» в мире».

Компания «МедиаМаркт» подала иск на компанию «Калинка», посчитав, что в рекламе «Калинки» присутствует некорректное сравнение хозяйствующих субъектов,
а именно использование образа свиньи. Кампания проходила под слоганом «За свиньями — на ферму, за бытовой техникой — только в Калинку!»

Заметки на полях: в рекламе лучше вообще не касаться конкурентов, если нет на то веских оснований. Конкурент может обидеться, подать жалобу в ФАС, и вам придётся тратить своё время на ненужные разбирательства.

4. Закон запрещает использовать рекламомобили. Под закон подпадают только те автомобили, которые используются преимущественно для рекламы.

Рекламомобили запрещены. Этот запрет обусловлен тем, что владелец такого рекламомобиля не зарегистрирован в установленном законом порядке, соответственно — не платит налоги в полном объеме, а учет количества рекламных площадок почти невозможен.

5. В рекламе запрещено использовать иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации.

В рекламе запрещено использовать иностранные слова без перевода.

6. Закон запрещает заявлять, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

7. В рекламе нельзя демонстрировать процесс курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

8. Закон запрещает использовать образы медицинских и фармацевтических работников.

Исключения

  • Реклама медицинских услуг, средств личной гигиены;
  • реклама, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники;
  • реклама, распространяемая в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий.

Недопустимое использование образа медицинского сотрудника
в рекламе тарифа на интернет.


9. B рекламе запрещено использование:

  • бранных слов;
  • непристойных и оскорбительных образов;
  • сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина;
  • официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов);
  • религиозных символов;
  • объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также включённых в Список Всемирного наследия.

Возникает ассоциация с матерным словом, что делает рекламу неэтичной и может стать причиной жалобы в ФАС

Запрещенное использование образа Джоконды.

Читайте, распечатывайте и сверяйтесь, чтобы вся реклама была в законе. Если вам на глаза попадётся реклама, которая нарушает закон, сообщайте о ней в местное отделение Федеральной антимонопольной службы. Также присылайте свои примеры запрещённой рекламы нам, будем разбирать вместе. Через неделю отправим вторую часть рассылки!

Подписывайтесь на нашу рассылку

Вы будете получать свежие подборки
digital-новостей, интересных советов и кейсов

Смотреть все