В прошлую субботу, 21 марта, в Пятигорск с лекцией для менеджеров приезжал Людвиг Быстроновский.
У Людвига большой управленческий опыт, особенно интересен его менеджерский багаж как арт-директора Студии Артемия Лебедева. Делимся полезными находками.
Оставайтесь спокойными
Выступление Быстроновский начал с философской мысли: менеджер — скала, он должен всегда оставаться спокойным.
После лекции мы крепко задумались. Ведь правда, если менеджер причитает о дедлайнах и других проблемах, это лишь усугубит положение. Хороший менеджер разрешает сложные ситуации, при этом создавая условия для комфортной работы сотрудников.
Мы законспектировали для вас четыре совета
Совет №1
Ваша задача — работать не идеально, а спокойно. Если вы спокойны, ошибок будет меньше. Так что быть спокойным выгоднее, чем быть перфекционистом.
Совет №2
Не держите всё в голове. Наши менеджеры понимающе кивали на лекции. Невозможно оставаться спокойным, когда стараешься удержать в голове все дела и не забыть о просьбе клиента, который позвонил только что. Чтобы избавиться от лишнего стресса, запишите информацию или поставьте напоминание, вам сразу станет легче.
Совет №3
Контролируйте себя, а не ситуацию. Если менеджер вышел из себя, ситуацию это только усугубит. Устал — отдохни, проголодался — перекуси, закипаешь — прогуляйся в парке.
Совет №4
Если вы работаете с трудными людьми, учитесь делать это правильно. В этом вам поможет книжка Найджела Латта «Пока ваш подросток не свел вас с ума».
Делайте выводы
Людвиг рекомендует вести записки по проекту. Если что-то пошло не так, записывать причину и то, как вы вышли из положения. Мы в студии проводим встречи для обсуждения проектов и поиска эффективных решений. Попробуйте, это работает!
Не стремитесь работать идеально. Стремитесь работать спокойно и не повторять старые ошибки.
Вот решение: отслеживать свою работу, оценивать её и делать выводы.
Управляйте своим временем
Нельзя грамотно управлять другими, если не умеешь управлять собой. Если менеджер не управляет своим временем, за него это делают другие. Ему звонят, пишут, присылают сообщения — он отвлекается, чтобы ответить. Так проходит полдня, а основная работа не сдвинулась ни на йоту.
Шаг первый. Учитесь расставлять приоритеты и говорить: «Нет, я сейчас занят». Если вы ещё не пробовали говорить нет, в один голос с Людвигом рекомендуем прочитать книгу Джима Кэмпа «Сначала скажите нет».
Шаг второй. Быстроновский предлагает отключить на смартфоне уведомления, не пользоваться мгновенными мессенджерами. Мы в студии поступаем не так радикально. Руководитель проверяет почту раз в 15 минут, остальные сотрудники — два раза в час. Если есть срочное дело к коллеге, допустимо написать в скайп. Для нас такой сценарий прекрасно работает.
Шаг третий. Есть несколько часов в день, когда мы работаем максимально эффективно. Достаточно неделю понаблюдать за собой, чтобы определить, когда у вас наступают эти часы, и планировать всё самое сложное и важное на это время. Людвиг вообще рекомендует в эти часы просить вас не беспокоить. У нас это возможно далеко не всегда, но стремиться стоит.
Используйте почту как менеджер задач
Быстроновский поделился личным опытом использования почты как менеджера задач. Если письмо есть во входящих, значит, нужно ответить или выполнить какую-то задачу, а потом убрать в архив. То есть во входящих оставляете только те письма, которые требуют от вас каких-то действий. В качестве напоминалок можно писать письма самому себе. У нас в студии так работают три человека, включая руководителя. После лекции, возможно, и остальные присмотрятся к такому способу работы с почтой.
Не «задалбливайте», а создавайте условия
Ещё один камень в огород менеджера:
Не будьте конфоркой на плите, что греет, а иногда даже жарит.
Не задавайте закрытые вопросы, вроде такого: «А ты сделаешь макет ко вторнику? Успеешь?» Так вы просто «задалбливаете» сотрудника, но не помогаете ему решить задачу эффективнее. Используйте открытые вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет».
Это могут быть вот такие формулировки: «Когда ты пришлёшь макет?», «Когда ты пришлёшь первый черновик?», «Расскажи, с какими сложностями ты столкнулся при разработке этого макета и поэтому не успеваешь?», в середине дедлайна: «Расскажи, как продвигается задача? Какая информация от меня или клиента тебе нужна?» Задача менеджера — создавать условия и быть рядом, если что-то пойдёт не так.
Пишите письма так, чтобы они решали задачи
Письмо должно решать задачу. Быстроновский рекомендует писать письма, которые заряжают энергией, и категорически не советует отправлять письма, которые просто констатируют, что есть проблема, и транслируют боль менеджера. После письма с критикой, претензиями и сарказмом никто не хочет работать. Вот пара практических советов по теме.
- Правило первое. Пишите письма только в те часы, когда вы свежи, бодры и в хорошем расположении духа. Лучше всего делать это в те самые несколько часов вашей суперпродуктивности.
- Правило второе. Если вы пишете письмо, полное боли, критики и сарказма, то переписывайте его до тех пор, пока не выпустите пар. Пишите и стирайте. Отправляйте только тот вариант письма, где вы пишете конструктивно и по делу.
- Правило третье. Критикуйте решение, а не человека, который его предложил.
Не бойтесь делегировать
Не быть бутылочным горлышком, а учиться делегировать. Совет очевидный, только многие менеджеры боятся ему следовать.
Если хотите почитать что-то по этой теме, начните с книги «Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию» (Х. Уильям Деттмер).
Людвиг рассказал, как перестал всё тянуть на себе и дал возможность коллегам принимать решения и делать ошибки.
Люди стали учиться на собственном опыте и расти как профессионалы быстрее, чем раньше. Главное — следить, чтобы ущерб от такого обучения не сделал компанию банкротом.
Лекция бывалого Людвига нам понравилась. Что не применяли, попробуем. Если у вас есть свои секреты эффективного менеджмента или вы собираетесь попробовать на себе какие-то советы из этого письма, обязательно напишите нам. Будем расти вместе!